Вокзал на железнодорожной станции «Вязовая»

Материал из Map74.ru
Вокзал на железнодорожной станции «Вязовая». Челябинская область.

Памятник архитектуры XIX века.

Автор проекта неизвестен.

Находится в одноимённом посёлке, территориально относящимся к Усть-Катавскому городскому округу.

Расстояние от Усть-Катава — 15 км, от Челябинска — 260 км, от Уфы — 150 км.

Координаты: 54°54'17"N 58°21'6"E

Вязовая железнодорожная станция Златоустовского, с 2001 года — Челябинского, отделения Южно-Уральской железной дороги. Станция является узловой, от неё отходит ветка на Катав-Ивановск.

История станции

Станция появилась в 1882 году в 791 версте от Самары, при постройке Самаро-Златоустовской железной дороги для обслуживания металлургических предприятий. Тогда же, на станции было построено одноэтажное здание вокзала.

Вокзал на станции Вязовая сохранился до наших дней, и сегодня является памятником архитектуры XIX века. Автор проекта здания вокзала неизвестен. Возможно, к проекту приложил руку русский классик литературы и инженер-путеец в одном лице Николай Гарин-Михайловский. Он действительно трудился на постройке этого участка магистрали, но точного подтверждения, что именно он является зодчим, нет.

Наружная облицовочная кладка стен является замечательным образцом русской архитектуры конца XIX — начала XX века.

Некоторое время большую часть вокзала занимал ресторан, который в конце 60-х годов прошлого века был закрыт.

В «Отчёте по эксплуатации Самаро-Златоустовской железной дороги» за 1898 год про вокзал отмечалось: «Пассажирское здание кирпичное. Имеются залы трёх классов, телеграф, почтовое отделение, контора, касса, кухня буфета, комнаты для мужчин, сени парадные, ламповая». Здание вокзала было построено на пологом берегу реки Юрюзань, и ввиду заболоченности местности его установили на сплошной каменной «подушке» высотой около полутора метров.

В конце XIX века станция Вязовая была одной из самых крупных и благоустроенных на дороге. В девяти верстах от неё находился Юрюзанский завод, бывший в аренде у князя Белосельского. Завод производил сортовое и котельное железо, выделку железнодорожных скреплений и мостов. В двадцати семи верстах располагался Катав-Ивановский рельсопрокатный и железоделательный завод того же князя. Этот завод считался одним из самых рентабельных среди всех уральских горных заводов. Он вырабатывал в год свыше миллиона пудов рельсов (экземпляр части рельса этого завода сейчас находится в музее истории ЮУЖД).

В то время станция Вязовая была самой деятельной на линии по обороту с горнозаводскими грузами. Со временем профиль станции Вязовая изменился, и сегодня здесь отгружают уголь для населения и материалы верхнего строения пути. По сравнению с 2005 годом, когда общая погрузка-выгрузка составила 1112 вагонов, за девять месяцев 2007 года этот показатель вырос до 1171 вагона. Отмечается и рост количества отправленных со станции пассажиров. Так, в 2005 году со станции Вязовая уехали более 136 тысяч человек, в 2006 году — более 151 тысячи пассажиров.

Вокзал сегодня

В 2005 году вокзал был реконструирован. Здесь полностью обновили внутренний интерьер, зал ожидания, кассы и служебные помещения. Внешний облик здания и все элементы декора остались в первозданном виде.

Вокзал вмещает до ста человек. В начале XX века на станции построено локомотивное депо. В 1970-х на станции имелись: пункт технического осмотра вагонов, локомотивное депо, дистанция пути, узел связи, больница, товарная и багажная контора.

Топонимика

Название населённого пункта Вязовый в переводе на русский язык башкирского топонима «карамалы» (ибо «карамал»  «вяз»). Получили посёлок и станция такое название от речки, что течёт возле посёлка и впадает в Юрюзань. Именно Юрюзань является одной из главных достопримечательностей посёлка. За время своего существования эта норовистая река проточила в холмистой долине очень извилистое русло. Берега изобилуют отвесными утёсами и скалистыми грядами. Их туристы так и называют — «Вязовские скалы». На этих отвесах охотно тренируются местные альпинисты.