Свято-Духосошествиевская церковь в Кыштыме
Действующая Православная Церковь.
Самое древнее строение в Кыштыме.
Дата основания – 1758 год.
Кирпичная двухэтажная церковь в стиле барокко, построенная в 1758-1765 на средства Н.Н. Демидова.
Расстояние до Челябинска – 84 км, до Екатеринбурга – 142 км.
Адрес: Челябинская область, город Кыштым, ул. Садовая, 23.
Координаты: 55.703443°N 60.532608°E
Историческая справка
Из четырёх церквей построенных в Кыштыме, самая незавидная участь постигла Свято-Духосошествиевскую церковь. Об этой церкви известно многое. Это самое древнее строение в Кыштыме, первое архитектурно-культовое сооружение. Она первая вознесла свои кресты над заводским посёлком, зародившимся на речке Кыштымке. Находится эта церковь на острове, в центре города. Среди населения известна под названием «Старая церковь».
Строительство этой церкви началось по инициативе Екатеринбургского Духовного правления и стараниями хозяина завода Никиты Никитича Демидова, но на деньги, собираемые в течение многих лет среди населения. Есть красивая легенда, что Никита Никитович Демидов, спустившись с горы Егоза, после осмотра окрестностей отобедал на острове и сказал: «Пусть народ ведает, где Никита обедает. Построить здесь храм».
На самом деле к 1755 году население посёлка было около 3000 человек, все они были православными. И Никита Никитич провёл переговоры с представителями православного духовенства о церкви в Кыштымском приходе и получил добро на ведение строительных работ по двухапартаментному проекту.
Иван Селезнёв, получив приказание хозяина, дал задание свозить к строительной площадке бутовый камень, в изобилии накопившийся в ходе создания Кыштымского и Сугомакского рудников. В 1758 году с приездом храмовых мастеров, закипела работа. Сейчас трудно представить, но предки вполне обходились без сложных механизмов. Кирпичи, камни, раствор — всё доставлялось наверх вручную или с помощью простейших лебёдок. Тем не менее, темп работ был достаточно высоким, учитывая масштаб строительства. Завершилось строительство в 1764 году, расписывали её богомазы Богатырёвы.
Свято-Духосошествиевскую церковь освятили в 7 февраля 1765 года. Для глухой провинции церковь получилась на редкость нарядной и величавой. К тому же проект заводчики для своего посёлка выбрали не совсем обычный. Церковь выстроили с размахом — в два этажа, кирпично-каменную. Каждый апартамент получил свое имя: верхний (неотапливаемый) этаж — имени Сошествия Святого Духа, а нижний (отапливаемый) стал называться во имя Усекновения главы пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи.
Ровесница города, эта церковь вытерпела многое, в том числе и осквернение толпой разноязычных повстанцев в 1774 году, когда в Кыштыме побывали воины — крестьяне Емельяна Пугачёва. Восставшие пугачёвцы прорвались через деревянные стены, окружавшие Верхне-Кыштымский завод. Граница населённого пункта тогда проходила в районе современного больничного городка. Разноязыкие повстанцы, раскинули свой лагерь вокруг храма, водили внутрь него коней и жгли костры.
Сохранилось предание о том, что во время захвата церкви, староста храма Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил в набат. За это его сбросили с колокольни. После отступления пугачёвцев церковь привели в надлежащий порядок. Протоиерей Власий Коровицкий 1 февраля 1775 года произвёл вторичное освящение церкви.
В последующие годы храм не подвергался испытаниям, до тех пор, пока в стране не воцарилась советская власть. В 30-е годы, в эпоху воинствующего атеизма церковь вновь закрыли. В разные годы в этом памятнике архитектуры XVIII века размещались склады, городской музей, типография, кинопрокат. Конторы-временщики, которые здесь квартировали, жили одним днём и о сохранности церкви не заботились. Проржавели купола, обветшала крыша над трапезной, осыпалась фасадная штукатурка. Трудно представить, что ожидало бы храм в будущем. Но в 1993 году вышло распоряжение президента России о передаче религиозным организациям культовых сооружений. На рубеже XX-XXI веков началось возрождение храма. В декабре 2002 года митрополит Иов вновь окрестил храм — в третий раз за всю его историю.
Сегодня он окутан строительными лесами. Настоятель храма отец Николай говорит, что, несмотря на строительные леса, храм живёт прежней жизнью и здесь проходят службы.