Каменный мост в Багаряке

Материал из Map74.ru
Каменный мост в Багаряке. Челябинская область.

Старинный мост через реку Багаряк.

Расположен в Каслинском районе, в центре села Багаряк.

Расстояние от Челябинска – 135 км, от Екатеринбурга – 130 км, от Каслей – 60 км.

Координаты: 56°12′14″N 61°29′55″E

Описание

Каменный мост дореволюционной постройки через реку Багаряк — одна из главных достопримечательностей посёлка Багаряк, старинного русского поселения, основанного ещё в 1688 году.

Мост — это то, на что невозможно не обратить внимание, въезжая в Багаряк. Это одна из немногих исторических достопримечательностей этого древнего посёлка, которая не только хорошо сохранилась, но и  функционирует.

Мост пятиарочный. Своды и покрытия — всё сделано из камня. Из металла были сооружены только решётки моста. Длина моста около 50 метров, в ширину он небольшой — две машины не разъедутся.

Раньше его называли Белый мост. Но несколько лет назад его выкрасили в голубой цвет. Эта инициатива была встречена местными жителями неоднозначно: кому-то не понравилось, что мост потерял историческую аутентичность, кому-то показался неудачным выбор цвета, а кому-то напротив посчитал, что мост стал выглядеть более жизнерадостно. Так или иначе, это единственное изменение, которое внесли в старинную постройку в наши дни.

Историческая справка

Багаряк до революции был селом достаточно богатым и видным. С середины XIX века село стало центром Багарякской волости. Именно через Багаряк челябинские, каслинские, кыштымские купцы везли товары на знаменитую Ирбитскую ярмарку (одну из самых крупных в дореволюционной России, вторую по товарообороту после Нижегородской). При этом в Багаряке до 1899 года не было моста! Перебираться через реку путникам приходилось вброд. Селу по статусу был необходим хороший каменный мост, который и появился в 1899 году. Строительство моста было предпринято ещё и потому, что по старому сибирскому тракту через Багаряк предполагалось провести шоссейную дорогу, правда, этому не суждено было случиться.

Проект моста разработал академик архитектуры Ю.И. Дютель. А строил мост из бутового камня и гранитного плитняка инженер-строитель С.С. Козлов. К слову, эти же два специалиста участвовали в реконструкции Вознесенской церкви в Багаряке в том же 1899 году.

Построили мост меньше, чем за 2 года: осенью отвели русло, а в следующем году летом смонтировали мост. Строили мост буквально всем миром, но главную лепту внесли, конечно, местные крестьяне. Сотнями подвод (лошадей, запряжённых в телеги) подвозили камень. Камень вручную шлифовали и отделывали и под руководством инженера Козлова укладывали в многометровое основание.

Любопытно, что в строительстве использовали старинные технологии — в известковый раствор добавляли сырые яйца. По такой же технологии был построен, например, знаменитый Карлов мост в Чехии. Собирали яйца священнослужители (представьте, сколько понадобилось яиц!).

Интересно, что одновременно с Багарякским мостом поблизости были построены ещё два аналогичных моста: одноарочный через реку Исеть и двухарочный через реку Синару в селе Юго-Конево.

Мост обошёлся по тем временам недёшево — в 11 тысяч рублей (для сравнения Юго-Коневский — в 3,5 тысячи), но и вышел на славу — действует до сих пор.