Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Челябинске

Материал из Map74.ru
Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Челябинске. Челябинская область.

Действующий православный храм.

Построен в 2004 году.

Адрес: Челябинская область, город Челябинск, Привокзальная площадь, 1к1.

Координаты: 55°8′23″N 61°24′56″E

Церковь также называют Одигитриевская церковь, Привокзальная церковь.

Церковь воздвигнута в честь иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия», что в переводе означает «Путеводительница». Смысл названия этой иконы в том, что Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению. Но также в народе её издавна почитают как покровительницу путешественников. Поэтому неслучайно именно эта икона выбрана для привокзальной церкви. Икона прославилась многими чудесами. Впервые чудотворная икона явила заступничество жителям города во время его осады полчищами Батыя в 1238 году, а накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов перед боем.

Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» — это редкая для России привокзальная церковь, которая занимает отдельное здание. Обычно при вокзалах имеются лишь небольшие молельные комнаты. Одигитриевский храм уникален ещё и тем, что стоит в 20 метрах от железнодорожных путей.

Он возведён в традициях московского белокаменного зодчества конца XIV — начала XV веков. Из сохранившихся единично подлинных образцов такого стиля совершенным примером является белокаменный четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор — древнейшее сооружение на территории нынешней Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где пребывают нетленные мощи Преподобного Сергия Радонежского (в городе Сергиев Посад). Именно в Троице-Сергиевой Лавре создан для челябинского храма уникальный иконостас в стиле Палеологовского Ренессанса — апогея развития византийского искусства.

Именно в этой Лавре обрели силу мастера, исполнившие роспись привокзального храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Челябинске. Роспись, покрывающая полностью внутренние просторы сводов и стен, завершает изысканную архитектонику храма, наследующую высоким образцам византийского мироощущения — предшественника русского Православия. На некоторых участках доподлинно воспроизвели копии фресок со стен древнейших памятников мировой православной культуры: храма св. Георгия в Старо-Нагоричине (Сербия), православного монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе (Турция), монастыря Грачаница (Сербия) и некоторых других.

Как рассказывает иконописец Глеб Мамонов, один из создателей росписи, руководитель живописных работ, расположение композиций и Святых в пространстве храма также не случайно: оно строго подчинено требованиям канонов Православной церкви. Каждая стена несёт определённую духовную смысловую нагрузку. Северная стена — «страстная», отражает страдания Христа и венчается основополагающим праздником нашей Веры: Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Восточная стена имеет литургическое значение. Южная — рассказывает о земной жизни Спасителя. Западная — проводит аналогию между входом в здание храма и переходом души от земной жизни к Небесной. Лишь немногие храмы, возведённые в новой России, воплощают собой столь целостный образ.

Многие иконы, первоначально находившиеся в храме, были подарены подрядчиками и клиентами ЮУЖД.

Церковная утварь, иконы, иконостас — из Софрино, с производственного объединения Русской Православной Церкви. Купола и кровлю привезли из Трёхгорного (в нашей области). Икону в стекле — над входом в храм — создали в Челябинске.

Историческая справка

В XX веке на железнодорожной станции Челябинска уже стоял храм, сейчас это место совпадает с пересечением улиц Евтеева и Цвиллинга. Старый храм был построен в 1898 году и освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церкви удалось выжить в непростые первые годы советской власти, но в 1963 году её всё-таки снесли (официальная причина — ветхое состояние).

Инициатива возрождения привокзальной церкви принадлежала Анатолию Степановичу Левченко, возглавлявшему ЮУЖД в 2002-2007 годы. Строительство нового железнодорожного храма предполагалось вести рядом с железнодорожной школой №2, на месте, где некогда стоял старый храм. Но администрация города такой вариант отклонила. Тогда было принято решение возводить храм на перроне. Первый камень в основание заложили 7 мая 2004 года, а уже через 5 месяцев, 14 октября, он был освящён. Строительные работы велись круглосуточно. Строители хотели успеть к православному празднику — Покрову. Церковь освящена митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом. Здание церкви и колокольню создали на пожертвования железнодорожников — отчисления с зарплат, вклады поставщиков и фирм-перевозчиков.

В октябре 2009 года в храме был установлен новый иконостас, созданный в мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Роспись храма начата 28 июня 2010 года, окончена 28 августа 2011 года на Успение Пресвятой Богородицы, исполнена бригадой мастеров под руководством Глеба Мамонова.