Свято-Симеоновский (Ново-Тихвинский) монастырь в Булзи

Материал из Map74.ru
Свято-Симеоновский (Ново-Тихвинский) монастырь в Булзи. Челябинская область.

Монастырь не действует.

Год основания: приблизительно 1860.

Адрес: Челябинская область, Каслинский район, 15 км в лес от села Булзи.

Расстояние от Челябинска – 198 км, от Екатеринбурга — 100 км.

Координаты: 56°9′50″N 61°5′53″E

Историческая справка

Загадочная, аномальная церковь, именуемая в народе просто церковь Свобода, — это место, где дают сбой приборы, не работает компас, в подземельях которого таится тайна, что не выдали шесть монахинь и были расстреляны, души которых до сих пор витают в окрестностях церкви. Именно здесь, по уверениям, произойдёт возрождение человеческой цивилизации.

В 1837 году состоятельная жена чиновника Аграфена Федоровна Горбунова завещала Ново-Тихвинскому женскому монастырю в 90 верстах к югу от Екатеринбурга участок земли более 307 десятин, на котором монастырь основал Малобулзинскую заимку.

Само Малобулзинское (Булзинское) подворье было заложено в 60-х годах XIX века. Сначала на хуторе был построен балаган, но он был не очень надёжен, и во время дождя его обитательницы промокали насквозь. Пищу готовили на костре возле балагана. Ближайшая церковь находилась в 10 верстах от хутора, но добраться до неё было сложно. Сёстры были вынуждены ездить в Екатеринбургский монастырь для Исповеди и Причастия, а монастырский священник приезжал на хутор для совершения молебнов в благословение полей. Болотистая местность и наличие маленьких, но глубоких речек затрудняло подобные путешествия. Зимой же все дороги переметались снегом, и выехать не было никакой возможности.

Принимая всё это во внимание, настоятельница монастыря игумения Магдалина приступила к устройству на хуторе жилых помещений и церкви. Строительные материалы (камень, глина и известь) нашлись недалеко от места стройки.

Местные жители помогли с рытьём рвов для фундаментов, под престол монахини вынули землю сами. После постройки жилых домов и хозяйственных помещений на хуторе постоянно проживало до 30 сестёр и 10 работников, в летнее время количество проживающих удваивалось. Они занимались элитным семеноводством, разводили породистый крупнорогатый скот, имели большое дойное стадо.

Закладка каменного храма совершилась 12 мая 1881 года Преосвященнейшим Вениамином, епископом Екатеринбургским. По описи 1910 года в нём находилось 52 строения, в том числе каменный собор Во Имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Святой Магдалины.

После варварского налёта в 1920 годах большевистского отряда, сопровождавшегося расстрелом 6 монахинь, подворье было разграблено и завершило своё существование. В последующие годы постройки хаотически разбирались, материал увозился в соседние селенья, а осквернённый храм, лишённый дверей, окон и полов, остался одиноко стоять на зарастающей деревьями и кустарником территории.

После изгнания монахинь церковь разграбили, к имеющимся помещениям построили несколько бараков и на их базе в 1919 году создали коммуну «Свобода». Земли коммуны и людей, её обрабатывающих, прикрепили к Щербаковскому спиртзаводу, чтобы обеспечить его сырьём — картофелем (стране нужен был спирт). К 1923 году коммуна развалилась сама. От названия этой коммуны место, где раньше был монастырь, стали называть «Свободой».

В 20-30-е годы ХХ века, после выделения Челябинской области, подворье оказалось на её территории. Сейчас поселение заброшено. Из всех построек сохранились только храм, несколько погребов и башенка.

Он был вновь «найден», а точнее — обретён для общества уже в самом начале нового, ХХI столетия.

Православные энтузиасты вытащили из храма мусор, почистили территорию, вскрыв фундаменты разрушенных построек, замазали на стенах собора скабрезные надписи. По заявке нынешнего монастырского руководства Ново-Тихвинской обители специалисты выполнили обмеры сооружения, сделали обследования технического состояния стен и сводов, оценили несущую прочность конструкций и узлов.

Осмотрев территорию с оставшимися фрагментами зданий, сразу обратили внимание на сухие глубокие колодцы, положение которых укладывалось в некую систему. Колодцы в большинстве имели стены, выложенные из тёсаного камня, а некоторые были обшиты деревянными толстыми плахами.

Были найдены подземные скиты — куполообразные сооружения, выложенные внутри из каменных блоков. Наружу из сводов выходили отверстия,  для печных труб. В период деятельности коммуны там хранился картофель и иной сельскохозяйственный урожай, а отверстия использовались как отдушины. В одном из погребов до сих пор чувствуется сильнейший запах картофеля.

Геофизики со своими приборами вкупе с лозоходцами с их рамками обошли контуры собора и получили сигналы о наличии подземных галерей. На площадке перед апсидой провели детальные исследования. Оказалось, что  алтарной залы храма выходят под углом друг к другу два подземных хода. Их общее направление — в глубь густо застроенной  монастырской территории. Это направление согласуется с расположением некоторых сухих колодцев, будто они, эти колодцы, являются либо вентиляционными устройствами, либо выходами из подземелий.

Интересно, что после анализа геофизических данных была определена ширина этих ходов. Она оказалась классической – 70 сантиметров. Симеоновский собор, несомненно, имел глубокий двухуровневый подвал. Вход в него заложен давно, вполне вероятно, в годы функционирования подворья. В фундаменте стены, отделяющей алтарную часть от основного объёма собора, у самой поверхности слоя грунтовой засыпки, виден небольшой свод заложенного (и засыпанного) дверного проёма.