Памятник «Реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28»

Материал из Map74.ru

Памятник-реалия первому советскому реактивному фронтовому бомбардировщику Ил-28.

Самолёт установлен на постаменте у въезда в ЧВАИШ (бывший ЧВВАКУШ).

Памятник «Реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28».

Координаты: 55°14'26"N 61°19'2"E

Историческая справка

Самолёт Ил-28 был установлен на постаменте у входа в училище 9 мая 1975 года в честь 30-летия Великой Победы. На фюзеляже бомбардировщика — номер 30.

Это настоящий бомбардировщик, или другими словами, памятник-реалия, так же, как Паровоз «Красный коммунар» или Танк ИС-3.

Памятник самолёту Ил-28 у входа в ЧВАИШ (бывший ЧВВАКУШ) — это тот случай, когда рядом можно увидеть две легенды. Ил-28 стал новым словом в авиастроении, а ЧВАИШ вписан в славную историю Военно-Воздушных сил страны.

«Встреча» легенд произошла в 1954 году, когда Ил-28 поступил на вооружение в Челябинское училище штурманов, где получил высокую оценку.

Ил-28 — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия. За его разработку авиаконструктору Сергею Владимировичу Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.

Отлично зарекомендовал себя как учебно-боевой самолёт, находясь на вооружении Тамбовского, Оренбургского лётных училищ и Челябинского училища штурманов.

В середине 1950-х был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора. Отличался надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации и прощал лётчику некоторое «хулиганство». Участвовал во множестве локальных конфликтов.

Прославленный ЧВАИШ (Челябинский военный авиационный институт штурманов)

ЧВАИШ — одно из старейших учебных заведений в Военно-Воздушных Силах России. За более чем 70-летнюю историю оно неоднократно переименовывалось, переформировывалось и даже чуть не прекратило своё существование. Подготовлено более 35 тысяч высококвалифицированных штурманов, стрелков-радистов и других специалистов для Военно-Воздушных Сил, 33 выпускника были удостоены звания Героев Советского Союза и Российской Федерации.

В 1930-е годы, в атмосфере надвигающейся войны, на повестке дня встало увеличение коли­чества и улучшение качества подготовки авиационных кадров. В Челябинске была образована 15-я военная школа лётчиков-наблюдателей (это самое первое название нынешнего ЧВАИШ). С 1 октября 1936 года в школе начались плановые занятия. Эта дата считается днём рождения ЧВАИШ.

Трудно переоценить вклад лётчиков, выпускавшихся в Челябинске, в Великой Отечественной войне. В знак признания выдающихся заслуг коллектива училища 6 ноября 1944 года Указом президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Красного Знамени.

В 90-х годах XX века началась тёмная страница в истории ЧВАИШ. Сокращалась армия и её финансирование, лихорадило страну, уменьшался набор курсантов… В связи с ликвидацией Ворошиловкградского (Луганск, Украина) училища штурманов челябинским преподаватеям пришлось осваивать обучение штурманов морской и противолодочной авиации. В 2009 году набор абитуриентов полностью прекратился, а курсантов, которые на тот момент проходили обучение, расформировали по разным лётным учебным заведениям. Но в 2013 году ситуация изменилась: ЧВАИШ возобновил приём курсантов на первый курс.

Учебное заведение несколько раз меняло название. Несмотря на то, что сейчас оно называется ЧВАИШ, в народе  распространено обозначение ЧВВАКУШ (Челябинское высшее военное авиационное Краснознамённое училище штурманов), которое наряду с названиями «ЧМЗ», «Северо-Запад» и «Мужик с пистолетом» превратилось в челябинский топоним.

История памятника

Экземпляр Ил-28 с бортовым номером 30, установленный перед въездом в Городок-11 (пос. ЧВВАКУШ), был самой настоящей «учебной партой» курсантов-штурманов 1970-х годов. Конкретно этот Ил-28, установленный в Челябинске, пилотировал лётчик по фамилии Серов (имя и отчество установить не удалось). После того, как самолёт закончил свою службу в качестве учебного пособия, он своим ходом прибыл в Челябинск с учебного аэродрома в Шадринске для установки в качестве памятника.

В 80-х забора вокруг памятника не было, остекление фонарей кабин было «родным», стеклянным, в кабинах были на месте все приборы, а в кормовой установке — пушки.

Памятник сразу стал визитной карточкой училища и достопримечательностью. Курсанты принимали у самолёта присягу, школьников принимали в пионеры, молодожёны возлагали цветы.

В середине 90-х вандалы повредили самолёт: было разбито остекление, повреждён фюзеляж… При восстановлении было решено сделать остекление символичным — из листов металла окрашенных в голубой цвет.

Ещё один Ил-28 в Челябинске

Интересный факт: в Челябинске существовал ещё один подобный памятник-реалия. В 1980-е годы другой Ил-28 можно было увидеть на площадке перед бассейном «Электрометаллург». Постамента у этого Ил-28 не было. Но этот бомбардировщик простоял недолго: подрастающее поколение разломало в нём всё, что можно было сломать, и даже подожгло самолет. «Останки» памятника собрали и сдали в металлолом.