Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Миньяре

Материал из Map74.ru
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Миньяре. Челябинская область.

Действующая Православная Церковь.

Памятник истории и культуры федерального значения.

Год постройки: 1820.

Архитектор: Матвей Казаков.

Адрес: Ашинский район, город Миньяр, остановка у плотины.

Расстояние до Челябинска – 350 км, до Уфы – 125 км.

Координаты: 55°07′23"N 57°56′21"E

История строительства

В 1771 году симбирские купцы И. Твердышев и И. Мясников заложили на месте слияния рек Сим и Миньяр плотину и построили водяную мельницу и лесопилку. Таким образом, они основали селение с первоначальным названием Нижнесимская пристань.

В это время была запланирована постройка церкви в новом заводском посёлке, даже обратились к знаменитому русскому архитектору М. Казакову с просьбой создать проект церквей в Симском, Илекском и Миньярском заводах. Но постройка церкви в Миньяре задержалась. Будучи заложена в 1785 году эта церковь была завершена строительством только в 1819 году и освещена как Свято-Введенская церковь, т.е. посвящена большому православному празднику введения во храм Пресвятой Богородицы.

Матвей Казаков, загруженный заказами на перестройку Москвы после очередного пожара, поручил разработку проекта церквей для богатых уральских заводчиков одному из лучших своих учеников Ефиму Малютину. Малютин при работе над проектами пользовался советами и консультациями самого мастера. Более того, М. Казаков рекомендовал Е. Малютину использовать в качестве базового проекта свой проект церкви, возведённой им в Москве на Козьем Болоте.

Молодой архитектор воспользовался советом своего учителя, но проявил и своё мастерство, свой профессионализм. Это ярко проявилось в привязке проекта к местности. Православная церковная традиция рекомендует возводить церкви на возвышенных местах, так, чтобы они как бы осеняли поселения, но Миньярский завод изначально располагался в котловине между шестью горами, а расположить церковь на одной из этих гор означало бы удалить храм Божий от жилых домов, затруднить его посещение верующими. Это было тем более нежелательно, потому, что среди первых поселенцев Миньярского завода было немало старообрядцев «к церкви государственной не усердных и своими беглыми с Вятки, али с Белой Криницы, не право миропомазанными попами окормляемых». Поэтому автор проекта избрал наилучший в данном случае вариант — храм возведён на «стрелке», т.е. на возвышенном берегу на месте слияния Сима и Миньяра в самом центре старого поселения.

Особенности здания

Миньярская церковь имеет ярко выраженную трёхчастную осевую композицию: храм, трапезная, колокольня. Все эти части по христианской традиции ориентированы с востока на запад. Храм — основной объём церкви — это купольная, двухсветная, двухъярусная ротонда с венчающим её глухим барабаном и фигурной главой.

Нижний ярус ротонды имеет развитый антаблемент с шестью-парной колоннадой римско-дорического ордера и расчленён двойным горизонтальным карнизным поясом (выступом), который по высоте увязан с карнизом трапезной и является своеобразным архитектурным приёмом перехода от одного объёма к другому. Второй ярус имеет восемь арочных впадин, искусно поддержанных спаренными колоннами дорического ордера с небольшими круглыми люнетами. Оконные проёмы решены в строго выдержанных формах зрелого классицизма.

Трапезная — здание прямоугольной формы с закруглёнными углами. Продольные фасады решены пилястровыми портиками с фронтоном и четырьмя плоскими прямоугольными дорическими пилястрами-лопатками. Четыре оконных проёма обрамлены арочными впадинами, а центральный проём оформлен плоским портиком с люнетами по антаблементу.

Колокольня — двухъярусное здание, завершённое световым цилиндрическим объёмом с куполом и фигурной главкой. Завершается здание трапезной световым деревянным барабаном, обитым железом и фигурной главой. Основной объём колокольни решён в строгих классических формах. Обращает внимание звонница, которая выдержана в хороших пропорциях и оформлена портиками римско — дорического ордера. Складывается впечатление, что колокольня строилась уже позднее, приблизительно в первой трети ХIХ века, так как по стилю оно явно инородное и имеет ярко выраженные элементы эклектики — двухъярусные пилоны по периметру барабана, вычурные консоли, украшающие сам барабан по всей его окружности, а также восьмиобразные звуковые окна под малым куполом. Однако эти позднейшие элементы талантливо увязаны в единый ансамбль со всем зданием.

Всё здание церкви было оштукатурено и декорировано рустованным камнем. Все элементы кровли выполнены из листового железа также местного производства. Церковь по всему периметру имела кирпичную ограду с декоративной решёткой из металла. К сожалению, ныне эта ограда безвозвратно утрачена.

Церковь в советское время

В 1927 году Миньярская церковь была закрыта, предметы культа частично вывезены, частично разграблены. Лишь малая часть их была втайне от властей сохранена местными жителями. Среди этих предметов посеребренная купель, малый колокол «малиновый звон», несколько подсвечников, лампада. Особо надо отметить икону Казанской Божией матери в резном деревянном вызолоченном окладе.

В советское время здание не раз переоборудовалось для различных нужд светского характера. Здесь размещалось фабрично-заводское училище, клуб металлургов, спортивная база. В 70-е годы здание было окончательно заброшено и медленно разрушалось.

Реконструкция

В 90-е годы были сделаны попытки реставрации церкви, в ней опять стали регулярно проводится богослужения, появились постоянно служащие священники, стали собираться пожертвования на восстановление. Однако, реставрацию удалось  провести только тогда, когда ей заинтересовался депутат Госдумы по Кыштымскому избирательному округу М.И. Гришанков. Именно ему удалось заинтересовать Министерство Культуры РФ этим памятником истории и культуры, добиться для него статуса памятника истории и культуры федерального значения и выделения средств для его реставрации.

Как добраться

Проезд: До ж/д станции «Миньяр», далее на автобусе до остановки «Плотина».