Никольский мост в Миньяре
Ажурная конструкция железнодорожного моста одной аркой нависает над рекой Сим, второй — над шоссейной дорогой. Расположена неподалёку от станции «Миньяр».
Расстояние от Миньяра – 5 км, от Челябинска – 250 км, от Екатеринбурга – 380 км.
Одно из чудес уральской инженерной мысли.
Координаты: N 55° 4.062' E 57° 36.510'
Описание
Миньяр называют городом тысячи обрывов. В переводе с башкирского «минь» значит «тысяча», «яр» — «обрыв». А там, где множество обрывов, по аналогии должно быть и множество мостов.
Все несущие детали исполина выполнены из бутового камня. Из-за этого родилась легенда, что будто бы мост целиком из каменного монолита, а автором проекта был некий технарь-самоучка. Народная молва гласит, что старые инженеры не признавали этот проект и всячески оттягивали срок его осуществления.
Когда же испытывали постройку, технарь сел в лодку, поплыл под мост и находился там, когда сверху проходил груженый состав. Никто не верил, что мост не развалится, а он устоял и стоит до сих пор.
На самом деле автором проекта стал профессор Н.А. Белелюбский (1885–1922). Мост был построен за короткие сроки — 1929-30 годы женщиной — мостостроителем. Никольский каменный мост вошёл в строй в 1931 году, с открытием второго железнодорожного пути. Этот каменный исполин отлично вписан в природный пейзаж. Как описывают люди, побывавшие там, мягкие очертания лесистых гор, зеркальная гладь реки и каменная вязь моста— всё слилось воедино. Кажется, что прикоснулись здесь нежные женские руки и чуткая душа.
Слева от нового Мезенцева автомобильного моста на пригорке, где теперь появились садовые домики, когда-то стояли два барака, в которых жили строители Никольского моста. Одноэтажные были построены для каменотёсов из Ерала и Миасса, в каждой проживало по сто человек. Здесь же были пекарня и лавка, в которой торговали махоркой, лаптями, солью и крупой.