Городской пруд (Златоуст)

Материал из Map74.ru
Городской пруд (Златоуст). Челябинская область.

Краткое описание

Городской, или Златоустовский, пруд представляет собой искусственный водоём на реке Ай в том месте, где она соединяется с рекой Тесьмой.

Он находится практически в самом центре города, а перегораживающая пруд плотина считается условной центральной точкой города.

Рукотворный водоём в городе Златоусте был сооружён в 1754 году для того, чтобы использовать гидротехническую энергию как главное средство приведения в действие механизмов и агрегатов Златоустовского завода.

Пруд вытянулся с юга на север и имеет протяжённость около 4 километров при ширине около километра.

Историческая справка

Характерная примета большинства старых уральских городов — заводской пруд. Как правило, именно с плотины пруда и начиналось строительство завода, ведь основным энергетическим источником в те давние времена служила энергия падающей воды. Наше рукотворное озеро — Златоустовский пруд — тоже появилось при основании железоделательного завода в 1754 году. Первостроители Златоустовского завода перегородили плотиной реку Ай в самом удобном месте — в узком створе между склонами Уреньги и Косотура, там, где в Ай впадает Тесьма.

Длина земляной части плотины пруда в основании была 98 саженей (208 м), ширина 18 саженей (38 м), сверху—длина 125 саженей (266 м), ширина 15 саженей 1 аршин (33 м). Высота плотины 4 сажени (8,5 м). Деревянная часть плотины состояла из сложного комплекса сооружений: режей, свинок, быков, зеркала, ларей, ларевых труб и прочих, выполненных из лиственницы — наиболее прочного и не гниющего дерева из распространённых на Урале пород. Вода подавалась ларями и ларевыми трубами через прорезы в плотине на гидравлические колёса и вращала их. Для доменного цеха имелся особый прорез. Кроме того, в верхней части плотины были уложены перекладины, покрытые тёсом, образующие мост через плотину.

За время своего существования плотина пруда ни разу не размывалась, но неоднократно ремонтировалась и реконструировалась. В 1915 году было начато сооружение новой железобетонной плотины, которое полностью завершилось в 1925 году. Первоначальным проектом предусматривалось создание гидроэлектростанции на городском пруду, были заказаны две гидротурбины мощность 750 кВт, однако этот проект не был реализован. Долгие годы по плотине пролегала дорога, соединяющая центр города с районом железнодорожной станции Златоуст. В 1936 году здесь же была проложена трамвайная линия, соединившая центр города с районом железнодорожной станции.

В марте 2001 года по инициативе Главы города Златоуста П.С. Мигашкина была начата реконструкция плотины пруда и строительство нового моста через пруд несколько южнее плотины. Проектная документация этого моста создавалась институтом «Уралпромпроект» с предшествующей проработкой технической стороны дела управлением «Челябводоканал». Генеральным подрядчиком строительства нового моста стал Челябинский мостоотряд №16 (начальник А.А. Кузнецов) ЗАО «Уралмостострой». В сооружении моста, которое велось методом «народной стройки», были задействованы многие златоустовские предприятия и организации. Уже 26 ноября 2003 года новый мост был принят в эксплуатацию. В настоящее время и трамвайные пути, и автодорога пролегают по новому мосту, а на старой плотине проведена реконструкция с заменой створов на новые.

Первоначально Златоустовский пруд использовался как источник гидротехнической энергии для Златоустовского завода, с приходом эпохи пара и электричества эта функция к концу XIX века потеряла значение. С этого времени пруд стал использоваться как место отдыха горожан. В зимнее время его ледяное зеркало в разные годы становилось ареной многочисленных спортивных соревнований. В марте 1926 года здесь проходили конные соревнования с участием спортсменов Миасса. В 1927 году на пруду впервые был сооружён городской каток. В январе 1933 года на льду пруда прошёл военно-спортивный праздник, посвящённый 15-й годовщине Красной Армии, в программе которого были конно-лыжные соревнования. В январе 1934 года состоялось первое занятие планеристов; а в январе 1935 года — первая районная детская спартакиада по пыжам и конькам.

В послевоенные годы была построена первая водная станция, от которой катера курсировали на противоположный берег пруда в район Фриденталя. Так, в июне 1952 года за 20 дней бассейн водной станции завода имени Б.И. Ленина посетило 6000 человек. Катера перевезли на загородный берег пруда более 5000 человек.

В начале апреля 1964 года над прудом совершил свой первый полёт «Малыш» — легчайший самолёт мира (около 100 кг веса) конструкции Л.А. Комарова, построенный в 1963—1964 года членами авиакружка златоустовского Дворца пионеров.

В последующие годы значение пруда как места отдыха стало снижаться из-за значительной степени загрязнённости его акватории отходами промышленных предприятий Златоуста. Началась очистка пруда, которая продолжается по настоящее время. Весной 2003 года в связи со строительством нового моста пруд был почти полностью спущен и перед глазами горожан предстало русло Ая в той траектории, какой она была примерно два с половиной века назад.

На северном берегу Златоустовского пруда расположен жилой массив Ветлуга, на западном — Демидовка и проспект им. Ю.А. Гагарина, на восточном — урочище Фриденталь, южный берег заболочен.